02:36 

Иржи Грошек. Легкий завтрак в тени Некрополя

Больше никакого рок-н-ролла
Читать Грошека - это как тонуть в огромном болоте со встроенным подогревом и джакузи. Очень медленно погружаться с довольной лыбой наконец-таки найденного мифического абсолютного перфекта на лице и распевать при этом марсельезу. Но «господин чешский кинематографист» не был бы собой, если остановился бы на достигнутом. По наступлению идеального спокойствия в сознании читателя, крепко убедив его, мол, чувак, расслабься, здесь просто хорошо написанный романишко, получай кайф и поменьше думай, Грошек выдергивает обывателя из уютного затона, поднимает на пару метров, встряхивает как распоследний апельсиновый сок с мякотью и отпускает на волю силы притяжения головой вниз. После чего не дает даже толком очухаться от утробного шока, объявляя в водоеме диаметром метров эдак в пять штормовое предупреждение, а затем и вовсе устраивая зверское цунами. Опуская подробности, автор гоняется за своим читателем с упертостью волка из «Ну, погоди!», самозабвенной отдачей кота Тома, находчивостью Сильвестера и прочими гениальными находками традиционных мультипликационных врагов. Тем временем темы, разрабатываемые в книге, тяжело даже приблизительно назвать детскими.
«По теории вероятности, надо вырезать побольше букв и разложить их на огромной сковородке. И подбрасывать, и подбрасывать... Рано или поздно их этих буквиц сложится роман. Таким образом можно написать «Сагу о Форсайтах». По теории вероятности. Сколько раз я пробовал, но получалась какая-нибудь галиматья, вроде «взбдызнуть по голодызре». Наверное, я собираю не те буквы...». Грошек кокетничает и старательно прикидывается кисейной дамой, которая, глядя на стопку рукописных листов, делает круглые глаза и голосом аристократической дурочки заявляет: «Я??? Это? Написала? Что Вы, что Вы...». Сдается мне, принцип сковородки сыграл немаловажную роль в создании «Легкого завтрака...»: на кухонный стол попадают мелко нарезанные мифы Древнего Рима и кое-как покрошенные события современности. Все это дело перемешивается с таким упорством, что понять где император Нерон вкушает последствия своих пиршеств, а где Милош сходит с ума по Валерии, становится довольно-таки проблематично. Воронка из сюжетов засасывает в жизненные дебри так глубоко, что в какой-то момент кажется, будто всё это никогда не закончится: герои так и будут перетекать из одного в другого, выкидывая всё новые и новые фокусы.
Но, несмотря на кажущуюся оригинальность переплетения двух миров, Иржи Грошек не открыл ни Америки, ни менее значимых твердынь мира сего. Булгаков gjnhzcf.ot воплотил эту идею ещё в «Мастере и Маргарите», последовательно чередуя сюжетные измерения. Грошек лишь пошел дальше, углубившись в метод настолько, что порой кажется, будто и сам он окончательно запутался в том, что к чему в недолюбовной эпопее. Но нет, ему мастерски удается распутать разноцветный клубок, разложив, наконец, свои сюжетные линии в порядке появления на сцене действия.
И раз уж речь пошла о литературных параллелях: буквально с языка срывается сравнение с Ф. Бегбедером, которое, на мой взгляд, совершенно неправомерно, будучи сравнением огурца и помидора. И хотя неприкрытый цинизм по отношению к женскому полу не может не навязывать некоторого сходства, стилевая манера создает между скандалистами пропасть покруче любого Гранд-Каньона.
Именно таким я увидела Грошека в его книге «Легкий завтрак в тени Некрополя», именно таким он показался мне в чертах его персонажей, именно таким он мне запомнится ещё надолго. Циничным, дерзким, броским. Потерянным, смущенным, запутанным. Внимательным, анализирующим, выдумывающим. Немного занудным. Просто настоящим.

И я понял, что знаменитая улыбка Моны Лизы – это обыкновенная ухмылка педика. Потому что женщина улыбается туманнее. Её усмешка не ответ, не намек, а вероятность, что так улыбалась её прабабушка.

Господи, сделай же и меня идиотом. Чтобы жил я в радости, а не играл с чертом в шашки. Чтобы маразм и импотенция посетили как можно раньше и желательно одновременно. Тогда бы я сочинял вестерны и не гонялся за чужими женами.

Пляжные романы. Пляжные романы состоят из песка, из девушки в бикини, из пустых обещаний. Пляжный роман смывается вместе с загаром, когда с каждым днем все бледнее становятся кожа и воспоминания.

Я чувствовал себя замысловато, как фрукт, удаленный из натюрморта.

Последний раз я обращался к врачу по поводу легкой простуды. Боже мой, он проглядел шизофрению!

Мы с Кариной индивидуальны только в глупостях, а грустная повесть у человечества одна. Дубль тысяча девятьсот девяносто четвертый от Рождества Христова…

Здесь, не выдержав долгих рассуждений, мой восклицательный знак выплеснул жирный дефис, а следом и многоточие (!-…).

Гении среди нас – явление такое же частое, как и сумасшедшие. Мы состоим из двух половинок – безумной одаренности и гениального безумия.

И нет на свете ничего трагичнее актера, продолжающего свой спектакль при пустом зрительном зале. Именно в эти минуты даже бездарный актер может сыграть потрясающе. Жаль, что никто его не видит и не рукоплещет…

Какие виртуозные канделябры штампует жизнь, и сгорают, сгорают, как свечи, разные человечки, оплывая в этих удивительных канделябрах.

Кто мы все? Что мы есть? Знаки препинания, собранные на площади. Вместо того чтобы служить по законам грамматики, мы претендуем. Созванные вместе, мы не можем высказать ничего разумного, потому что слов среди нас нет. Мы точки, дефисы, запятые и в беременном виде – двоеточия.

Дурной пример вдвойне заразителен для людей, предрасположенных к идиотизму.

Поскольку невозможно понять безумие, безумие можно только лицезреть. И постараться в нем не учавствовать…
Бедная девочка Карина не знает, чем тебя утешить. У неё слишком мало опыта, хотя развитие весьма правильное. Я посоветовала ей треснуть тебя скалкой по голове, так что не удивляйся.




@музыка: placebo - buttle for the sun

@темы: Трепанация мозга в момент литературного оргазма

URL
Комментарии
2009-12-04 в 15:49 

Шум, гам и тролли в горах
Стиль у Грошека до боли знакомый... (судя по цитатам) Напоминает Бонфильоли и Вудхауза.

2009-12-04 в 19:18 

Больше никакого рок-н-ролла
В таком случае мне определенно стоит почитать Бонфиольоли...
А от Вудхауза, да, что-то есть.)

URL
2009-12-04 в 19:47 

Галатея на шестернях.
И я понял, что знаменитая улыбка Моны Лизы – это обыкновенная ухмылка педика.
Неудачно обрезала: там было продолжение "...по сравнению с тем, на сколько туманно и загадочно улыбаются женщины".

Ах, да. Роман шикарен.

2009-12-04 в 20:06 

Больше никакого рок-н-ролла
B.Sacred И правда... на полях отметила неудачно.
Спасибо!

URL
2010-01-13 в 18:27 

beggg.
пиздюк
Грошек шикарен и умен сукин сын

2010-01-13 в 18:36 

Больше никакого рок-н-ролла
beggg. Да.
Файф, правда, понравился мне куда меньше, но тем не менее.

URL
2010-01-13 в 18:44 

beggg.
пиздюк
Из всех его книг «завтрак» и «обед» удались лучше всех

2010-01-13 в 18:47 

Больше никакого рок-н-ролла
до "обеда" ещё не добралась, но непременно в ближейшем времени.

URL
2010-01-13 в 18:48 

beggg.
пиздюк
2010-01-13 в 18:51 

Больше никакого рок-н-ролла
Спасибо, но читать буду в бумаге, тем более, что денег на него не жалко, а на экран хроническая аллергия.

URL
2010-01-13 в 18:51 

Больше никакого рок-н-ролла
beggg. Кстати, Вы какой из двух обедов читали?

URL
2010-01-13 в 18:55 

beggg.
пиздюк
Который обычный «реставрация обеда»
Мне денег жалко, но я в самостоятельном порядке распечатываю и делаю книги

2010-01-13 в 19:00 

Больше никакого рок-н-ролла
beggg. Я в книжных только вторую редакцию видела, дополненную. Его теперь Амфора выпускает и теперь позиционирует уже как русского прозаика.

Увы, я слишком сильно люблю книги как таковые, поэтому периодически затариваюсь.
Благо, последнее время стала покупать только действительно стоящее, а то ведь хватала без разбора.

URL
   

Отчаявшись услышать то, что надо

главная