02:36 

Иржи Грошек. Легкий завтрак в тени Некрополя

Больше никакого рок-н-ролла
Читать Грошека - это как тонуть в огромном болоте со встроенным подогревом и джакузи. Очень медленно погружаться с довольной лыбой наконец-таки найденного мифического абсолютного перфекта на лице и распевать при этом марсельезу. Но «господин чешский кинематографист» не был бы собой, если остановился бы на достигнутом. По наступлению идеального спокойствия в сознании читателя, крепко убедив его, мол, чувак, расслабься, здесь просто хорошо написанный романишко, получай кайф и поменьше думай, Грошек выдергивает обывателя из уютного затона, поднимает на пару метров, встряхивает как распоследний апельсиновый сок с мякотью и отпускает на волю силы притяжения головой вниз. После чего не дает даже толком очухаться от утробного шока, объявляя в водоеме диаметром метров эдак в пять штормовое предупреждение, а затем и вовсе устраивая зверское цунами. Опуская подробности, автор гоняется за своим читателем с упертостью волка из «Ну, погоди!», самозабвенной отдачей кота Тома, находчивостью Сильвестера и прочими гениальными находками традиционных мультипликационных врагов. Тем временем темы, разрабатываемые в книге, тяжело даже приблизительно назвать детскими.
«По теории вероятности, надо вырезать побольше букв и разложить их на огромной сковородке. И подбрасывать, и подбрасывать... Рано или поздно их этих буквиц сложится роман. Таким образом можно написать «Сагу о Форсайтах». По теории вероятности. Сколько раз я пробовал, но получалась какая-нибудь галиматья, вроде «взбдызнуть по голодызре». Наверное, я собираю не те буквы...». Грошек кокетничает и старательно прикидывается кисейной дамой, которая, глядя на стопку рукописных листов, делает круглые глаза и голосом аристократической дурочки заявляет: «Я??? Это? Написала? Что Вы, что Вы...». Сдается мне, принцип сковородки сыграл немаловажную роль в создании «Легкого завтрака...»: на кухонный стол попадают мелко нарезанные мифы Древнего Рима и кое-как покрошенные события современности. Все это дело перемешивается с таким упорством, что понять где император Нерон вкушает последствия своих пиршеств, а где Милош сходит с ума по Валерии, становится довольно-таки проблематично. Воронка из сюжетов засасывает в жизненные дебри так глубоко, что в какой-то момент кажется, будто всё это никогда не закончится: герои так и будут перетекать из одного в другого, выкидывая всё новые и новые фокусы.
Но, несмотря на кажущуюся оригинальность переплетения двух миров, Иржи Грошек не открыл ни Америки, ни менее значимых твердынь мира сего. Булгаков gjnhzcf.ot воплотил эту идею ещё в «Мастере и Маргарите», последовательно чередуя сюжетные измерения. Грошек лишь пошел дальше, углубившись в метод настолько, что порой кажется, будто и сам он окончательно запутался в том, что к чему в недолюбовной эпопее. Но нет, ему мастерски удается распутать разноцветный клубок, разложив, наконец, свои сюжетные линии в порядке появления на сцене действия.
И раз уж речь пошла о литературных параллелях: буквально с языка срывается сравнение с Ф. Бегбедером, которое, на мой взгляд, совершенно неправомерно, будучи сравнением огурца и помидора. И хотя неприкрытый цинизм по отношению к женскому полу не может не навязывать некоторого сходства, стилевая манера создает между скандалистами пропасть покруче любого Гранд-Каньона.
Именно таким я увидела Грошека в его книге «Легкий завтрак в тени Некрополя», именно таким он показался мне в чертах его персонажей, именно таким он мне запомнится ещё надолго. Циничным, дерзким, броским. Потерянным, смущенным, запутанным. Внимательным, анализирующим, выдумывающим. Немного занудным. Просто настоящим.

Цитаты под катом.

@музыка: placebo - buttle for the sun

@темы: Трепанация мозга в момент литературного оргазма

URL
Комментарии
2009-12-04 в 15:49 

Шум, гам и тролли в горах
Стиль у Грошека до боли знакомый... (судя по цитатам) Напоминает Бонфильоли и Вудхауза.

2009-12-04 в 19:18 

Больше никакого рок-н-ролла
В таком случае мне определенно стоит почитать Бонфиольоли...
А от Вудхауза, да, что-то есть.)

URL
2009-12-04 в 19:47 

Галатея на шестернях.
И я понял, что знаменитая улыбка Моны Лизы – это обыкновенная ухмылка педика.
Неудачно обрезала: там было продолжение "...по сравнению с тем, на сколько туманно и загадочно улыбаются женщины".

Ах, да. Роман шикарен.

2009-12-04 в 20:06 

Больше никакого рок-н-ролла
B.Sacred И правда... на полях отметила неудачно.
Спасибо!

URL
2010-01-13 в 18:27 

beggg.
пиздюк
Грошек шикарен и умен сукин сын

2010-01-13 в 18:36 

Больше никакого рок-н-ролла
beggg. Да.
Файф, правда, понравился мне куда меньше, но тем не менее.

URL
2010-01-13 в 18:44 

beggg.
пиздюк
Из всех его книг «завтрак» и «обед» удались лучше всех

2010-01-13 в 18:47 

Больше никакого рок-н-ролла
до "обеда" ещё не добралась, но непременно в ближейшем времени.

URL
2010-01-13 в 18:48 

beggg.
пиздюк
2010-01-13 в 18:51 

Больше никакого рок-н-ролла
Спасибо, но читать буду в бумаге, тем более, что денег на него не жалко, а на экран хроническая аллергия.

URL
2010-01-13 в 18:51 

Больше никакого рок-н-ролла
beggg. Кстати, Вы какой из двух обедов читали?

URL
2010-01-13 в 18:55 

beggg.
пиздюк
Который обычный «реставрация обеда»
Мне денег жалко, но я в самостоятельном порядке распечатываю и делаю книги

2010-01-13 в 19:00 

Больше никакого рок-н-ролла
beggg. Я в книжных только вторую редакцию видела, дополненную. Его теперь Амфора выпускает и теперь позиционирует уже как русского прозаика.

Увы, я слишком сильно люблю книги как таковые, поэтому периодически затариваюсь.
Благо, последнее время стала покупать только действительно стоящее, а то ведь хватала без разбора.

URL
   

Отчаявшись услышать то, что надо

главная