20:31 

Кен Кизи. Над гнездом кукушки.

Больше никакого рок-н-ролла
Книги вне времен и народов всегда трудны в плане личностных анализов, хотя бы столь неглубоких, как мои. По обыкновению, существует две, от силы три, точки зрения на сюжет, героев и личность автора в конкретном романе, всё по сути вертится вокруг этих теорий, несколько их переиначивая и пересказывая в красках. К сожалению или, может, к счастью, я ещё не успела ознакомиться с такими монументальными трудами по книге Кена Кизи «Над гнездом кукушки», так что придется, как всегда, импровизировать.
Психиатрическая лечебница внушала, внушает и будет внушать метафизический ужас, ну или просто панический страх для миллионов людей; и я не исключение. Что творится за стенами учреждения, где что угодно можно списать на буйство пациентов, даже страшно представить; сумасшествие – само по себе нехилый страх, не говоря уже о лечащем персонале, главных врачах и старших сестрах. Кизи дает понять: последние иной раз оказываются опасней самого недуга.
Описываемая обстановка – как раз тот случай, когда против системы не попрешь, а если попробуешь, мгновенно попадешься в её жернова. Лучше спрятаться, притвориться, пригнуться, переждать - только сколько ждать? Как бы жизнь не прошла за белыми пилюлями и программами радиопередач прошлых лет.
Великая смелость, описывать систему – практически любую управляющую человеческими судьбами – снизу, с высоты полета божьей коровки; рассказывать о ней так, как её видят те люди, чьими судьбами она управляет. Система безжалостна: она будет бить до тех пор, пока ты не замолчишь, пока гарантированно не умолкнешь, вместе с ней безжалостны люди, поставленные его величество Случаем на управляющее место. И если ты вдруг решил нарушить все порядки – берегись…
Бежать против беговой дорожки и плыть против течения –занятия не из самых легких, но если предположить, что во время твоего забего-заплыва тебя будут в качестве бонуса дубасить дубинкой по голове – можно в какой-то очень маленькой мере представить каково было Макмерфи в своей гонке с печальным финалом: победителем-то оказался явно не он. Ну да шут с ней, с победой, он давно понял, что до неё ему как до Марса на перекладных, не расстаться бы с разумом, а заодно и жизнью. Что не столь просто, как может показаться на первый взгляд.
Пролетая над гнездом кукушки можно разглядеть десяток человеческих жизней, напуганных, забитых и забытых, сбившихся в кучку якобы психопатов. Все здесь по собственной воле, все – на добровольном лечении. Только вот лечение здесь специфическое: лечат здесь от жизни…
Пролетая над гнездом кукушки тяжело остаться собой, таким, каким заполнил до белых стен и плетеной сумки старшей сестры. Даже больше: тяжело вспомнить, каким же ты был на самом деле. Псевдодобрая улыбка вкупе с электрическим током рано или поздно сделают всё по-своему. Система все равно возьмет верх.
Один из тысячи выберется из длинных коридоров безумия, остальные 999 сломаются; сломаются не в борьбе, а в её отсутствии. Сломаются, потому что на это все и направлено, потому что к этому все и идет.
Книга Кена Кизи – потрясающий по своей силе и эмоции рассказ из будто бы потусторонней жизни, рассказ об инопланетянинах с Земли, рассказ о сочувствующих тиранах и их помощниках. Его читаешь на оголенном нерве – иначе не получается, его проживаешь на одном дыхании – иначе не выходит. Про него нельзя забыть и больно вспоминать, о нем трудно говорить и невозможно молчать. Кизи удалось создать маленькую психиатрическую утопию, разрушить её, восстановить и снова разрушить, не вкладывая в это действо двусмысленных моралей. Единственная мысль – ЖИВИ. Живи, пока ещё не поздно. Живи, пока кукушка отсчитывает отведенные тебе минуты…

___________________________________________


Стая замечает пятнышко крови у какой-нибудь курицы и начинает клевать и расклевывает до крови, до костей и перьев. Чаще всего в такой свалке кровь появляется еще на одной курице, и тогда – ее очередь. Потом еще на других кровь, их тоже заклевывают до смерти; дальше – больше. Вот так за несколько часов выходит в расход весь птичник, я сам видел. Жуткое дело. А помешать им – курам – можно только, если надеть наглазники. Чтобы они не видели.

– Мир принадлежит сильным, мой друг! Ритуал нашего существования основан на том, что сильный становится слабее, пожирая слабого. Мы должны смотреть правде в глаза. Так быть должно, не будем с этим спорить. Мы должны научиться принимать это как закон природы. Кролики приняли свою роль в ритуале и признали в волке сильнейшего. Кролик защищается тем, что он хитер, труслив и увертлив, он роет норы и прячется, когда рядом волк. И сохраняется, выживает. Он знает свое место. Никогда не вступит с волком в бой. Какой в этом смысл? Какой смысл?

Только поймите меня правильно, мы здесь не потому, что мы кролики – кроликами мы были бы повсюду, – мы здесь потому, что не можем приспособиться к нашему кроличьему положению. Нам нужен хороший волчище вроде сестры – чтобы знали свое место.

Кто смеяться разучился, тот опору потерял.

Тот, кто идет не в ногу, слышит другой барабан.

Он знает: надо смеяться над тем, что тебя мучит, иначе не сохранишь равновесия, иначе мир сведет тебя с ума.

@темы: Трепанация мозга в момент литературного оргазма

URL
Комментарии
2009-08-27 в 20:42 

...я больше не играю со своей душой...
про другой барабан цитатка понравилась.

2009-08-28 в 00:32 

Больше никакого рок-н-ролла
она ко всей книге подходит, имхо.
да и вообще очень жизненна.

URL
2009-11-09 в 13:17 

Посидел, подумал.
книга настолько сложная, что я бы даже не стал пытаться ее рецензировать. Сложная в личностном плане. Из тех книг которые впитываешь в кровь и делаешь их частью себя. Поэтому оценивать их и рецензировать нет смысла. В любых смыслах, и в личном, и в искусствоведческом. Шифр которым пишет Кизи, никому не удастся распознатьи объяснить, почему его книги живут, а у большинства других писателей, просто плывут как трухлявые бревна по реке бездарной литературы. Если человеку удается прочитать эту книгу, и сделать ее своей, то такая рецензия выглядит странно, потому что будет похожа на рецензирование самого себя. Из кизи слов не выкинешь, а как известно каждый человек себя может лишь цензурировать, но никак не анализировать. Поэтому если меня спросить о чем эта книга, и почему она так замечательна, я ничего не отвечу, только промычу нечто невразумительное.

2009-11-09 в 18:41 

Больше никакого рок-н-ролла
evegraph А такой вариант, что я писала о своем видении этой книги, Вы, естессна, не предусмотрели.

URL
2009-11-09 в 19:42 

Посидел, подумал.
Шербет А я вроде бы про то и сказал., нет? Рецензии воспринимаю как личный взгляд одного чеовека на предмет, книгу, картину или что там еще. Есть конечно люди, которые о себе рассуждают, но они странно выглядят, и мне непонятны, я говорил только об этом, и совсем не собирался оскорблять. Ты вообще можешь смотреть на эту книгу не так как я, и это правильно, и рецензируй сколько угодно.

2009-11-09 в 20:32 

Больше никакого рок-н-ролла
evegraph Что ж, будем считать, я неправильно поняла. По большому счету, под это твое Рецензии воспринимаю как личный взгляд одного чеовека на предмет можно вписать рецензию на что угодно, разница лишь в том, что, да, Кизи, несомненно, не из простых авторов.
Рецензия (хотя я не считаю написанное выше и в этом блоге вообще рецензиями, несмотря на то, что для ясности так их называю) жанр вообще сугубо субъективный, претендовать на единственно правильное мнение тут - по крайней мере, абсурдно.

потому что будет похожа на рецензирование самого себя. Из кизи слов не выкинешь, а как известно каждый человек себя может лишь цензурировать, но никак не анализировать.
Я подхожу к этому просто немного с менее радикального угла: из того, как человек отзывается на подобные вещи/книги/фильмы, можно многое сказать об этом человеке.

URL
     

Отчаявшись услышать то, что надо

главная