Больше никакого рок-н-ролла

«О Господи! Какая честь!
Какая незаслуженная милость:
я знаю русский алфавит!»
С. Довлатов
Какая незаслуженная милость:
я знаю русский алфавит!»
С. Довлатов
Иногда мне, как читателю, невероятно везет, и я открываю для себя любимые книги, которые впоследствии не раз перечитываю и да, советую всем знакомым. И редко, очень-очень редко, я нахожу для себя любимых авторов. Довлатов – это как раз второй случай.
Его сборник «Встретились, поговорили» - это пять книг разных годов плюс рассказы из периодики. Все книги легко читаются в один присест, за пару часов где и когда угодно. Его рассказы длинною в пять страниц иной раз осмысленнее всякого романа на все пятьсот с лишним. Его жизнь – неисчерпаемый источник сюжетов. Хорошо ли это или не очень – каждый решает для себя сам после прочтения энного количества его произведений.
У него в своем роде гениальный слог: простой, не обременительный тон повествования приравнивает описываемое к некой художественной автобиографии, которая складывается в один бесконечный роман-жизнь. Кстати о птичках: практически все сюжеты, образы и ситуации взяты непосредственно из жизни автора, со всеми её провалами, неудачами и крутыми поворотами. Между прочим, замечу: впечатление о биографии в целом после прочтения создается не самое светлое: ну жил человек, много пил, что-то писал в газеты, часто то, чего писать не хотел, имел море не особо надежных знакомых, и непонятно, любил ли хоть одну из своих женщин. Наверное, любил – свою дочь. Возвращаясь к слогу, Довлатов пишет бытовыми афоризмами: не совсем универсальными, но невероятно вкусными фразами, которые хочется запомнить и почаще использовать. Один только «галстук цвета рухнувшей надежды» чего стоит.
Среди всех произведений сборника, по силе и сути, я выделила бы следующие: «Хочу быть сильным», «Компромисс» и «Иностранка», о коих распространюсь чуть шире.
«Хочу быть сильным» - это рассказ на десять страниц, заслуживающий страниц сто всяческих похвал. Повествование, описывающую всю ту же «не смешную и не печальную, а печально смешную» жизнь, сконцентрировавшее в себе отдельные моменты, один другой превосходящие в своей яркой нелепости, из длинной биографической ленты, а точнее – её юношеского отрезка. Самоирония Довлатова не знает границ: он говорит о герое-неудачнике, но при этом не отрицает того, что сам является этим героем. Он заставляет своего читателя смеяться, но смеяться с задней мыслью о том, что всё это вполне могло происходить ( а нередко, вероятно, и происходило) с ним самим. Жизнь, как ни крути, - хитрая штука.
Уже, вероятно, мировое признание получил его «Чемодан», раскрывающий происхождение содержимого этого самого чемодана с надписью «Сережа Довлатов. Младшая группа», где «рядом кто-то дружелюбно нацарапал: «говночист». Финские креповые носки и номенклатурные полуботинки имеют порой более интересную судьбу, нежели простой среднестатистический русский человек – они могут быть по-тихому стырены, подарены французским художником, приземлены на голову автору или даже заработаны за роль царя Петра I. И каждая история по-своему, простите – повторюсь, печально смешна – нет лучше характеристики для этой его прозы. Смеяться над Довлатовым, лежащим в больнице от удара по голове офицерским ремнем, конечно, нельзя, но соль в том, что не смеяться – невозможно. И хотя смеемся мы отчасти – над собой, отчасти – над своей проклятой жизнью, никто ни на кого не обижается: ни автор – на читателей, ни читатели – на автора. Правда – она и есть правда, хоть обижайся, хоть на стену лезь.
И, наконец, «Компромисс», являющийся образцом профессионального журналистского абсурда, царящего в советские годы в государственных изданиях (а местами не прекращающегося и доныне). Как делалась (буквально «делалась») переписка Брежнева с работниками сельскохозяйственного сектора, откуда брались сюжеты о гостях Таллинна и с какой целью они печатались на самом деле – довольно слезливые истории, при чем, отчего именно слезливые – от радости ли, от горя или от нищеты – большой вопрос. Становится понятно, почему в Союзе его проза категорически не издавалась, ибо фикция на всех фронтах, тем более на столь идеологически важном, как массовая информация, – не лучшее изображение уже не молодого, но всё ещё живого коммунизма.
А ещё у Довлатова есть смешной до колик в животе, но все-таки невероятно грустный «Холодильник» и неоднозначная «Иностранка», повествующая о жизни автора и не только его в эмиграции. Как раз в ней, в своем письме Марии Татарович, приводимом вместо эпилога, Довлатов отвечает на все вопросы о своем творчестве сразу, когда говорит: « Я – мстительный, приниженный, бездарный, злой, какой угодно – автор. Те, кого я знал, живут во мне. Они – моя неврастения, злость, апломб, беспечность. И т.д. И самая кровавая война – бой призраков. Я – автор, вы – мои герои. И живых я не любил бы вас так сильно». Он отвечает на все вопросы к нему, но черт возьми, оставляет открытыми все вопросы к жизни…
Традиционно, цитаты под катом.
ну а сам Довлатов прекрасен..его стоит читать уже потому что никто так интересно не напишет про русскую душу как он.
но менее прекрасным для меня он от этого не становится.)
Кстати, удачной поездки, раз уж пошла такая пьянка
ну а чего тут еще сказать =) мне просто нравиться как он просто (не мудрствуя лукаво) пишет о самой сути. такие фразочки хлесткие бывают. вот я и соглашаюсь с твоими словами.
спасибо за пожелание
У нас он был, кажется, как внеклассное чтение, если не ошибаюсь...
Хотя, с другой стороны, тех, кого не уничтожил, покалечил..
Запрещали таких людей как Высоцкий, Гумелев?
Было модно винить тех кто уехал в загранку - в предательстве. Но ей Богу, что им оставалось?
И да... Довлатов. Ему посчастливилось избежать хватки НКВД.
Гумилева расстреляли за участие в заговоре, причем это доказанный факт. Никто ему не виноват.
К слову, почитала тут немного про Гумилева, пришла к выводу, что это был человек, способный только писать стихи и трахать невинных девиц.
Высоцкий был при всей его гениальности, конченым алкоголиком и наркоманом. К тому же, несмотря на то, что с ним носились черти как, он напивался, пропускал репетиции, срывал концерты. Тоже как-то невежливо.
Вот за кого действительно обидно - так это за Михаила Анчарова. Найти его книги только в сети можно. А писатель он действительно прекрасный.
А вот на счет предательства - вот иначе к Евтушенко, как к предателю, я относиться не могу.
А Довлатов хорош, да...
Анчаров? Что он пишет? (о чем, скорее)
Обо всем. О жизни. Это что-то вроде философского романа, написанного эдаким "телеграфным стилем".
Моя любимая книга - "Как птица Гаруда". Прочтите, если найдется время.
Евтушенко не читала, в каждой стране на тот период были свои репрессированные истории и авторы.
А еще сейчас стало модно делать изо всех святых. Тоже как-то, знаете ли, однобоко.
"Не судите, да не судимы будете" - бред сивой кобылы. Да если вы никого не судите, все равно будут судить вас. Людям свойственно судить других.
Личность ординарная - основной судия гениев. Ибо не одними словами Маяковского "Он пишет 10 стихотворений: 8 из них ни к черту, зато два таких, какие мне не написать никогда" талант Блока определяется. А то, что его читают до сих пор. И не только потому, что в школе проходят.
Кстати, мне нравится, что вы слово "гений" в кавычки взяли.
Откуда-то нынче мода: все великие да гениальные. А хороших - нет. Гениальные поэты, гениальные писатели, великие певцы, великие музыканты, великие композиторы. Все великие. Просто хороших нет. Нет хороших певцов, хороших поэтов, хороших исполнителей. Нет.
Может, стоит задуматься на этот счет? И не равнять всех под "гениальностей".
На счет Ахматовой. Она, конечно, может, и правильно написала, вот только мужем ей Гумилев не был уже давно как.
P.S. это даже не элегантно: писать журналисту "Гумелев".
P.S. это даже не элегантно: ценить опечатки, игнорируя аргументы.
"Деланье святых" я как раз углядела в том, что вы пытаетесь ценить творчество автора отдельно от его жизни. Мне даже интересно, как можно вообще пытаться смотреть одно только творчество, не учитывая времени, характера и взглядов на мир писателя. А его поведение - весьма хорошая характеристика.
Я так и не поняла, где вы углядели у меня тот факт, что я считаю Высоцкого плохим автором? Я говорю только, что как человек он был дерьмом. Вы же мне упорно тыкаете его творчество, про которое я не сказала ни слова.
Это не я игнорирую аргументы. Это вы не читаете мои.
Именно. Профессионально так и делается. Когда редактор принимает издание в печать, он не смотрит на разведен/женат/курит/ автор, он оценивает произведение. Слог. Стиль. Талант в конце концов. Никто не будет публиковать очень "правильного" автора, если у него худо с текстом. И поведение его не может быть мерилом его таланта.
Вы судите как читающий человек, я как человек публикующий.
Читала бы ваши аргументы, если бы они были.
И не этично, называть Высоцкого "дерьмом". Вы как ребенок, который спешит повесить ярлыки.
А беседу эту лучше закончить. Ибо мы друг друга не понимаем.
конечно! вот и пишу комменты в состоянии глубокого похмелья. до сих пор не прошло
Как всё символично-то, а. заголовок поста "Встретились, поговорили". Вот и мы все, встретились, поговорили. На том и порешим.