12:27 

"Элегантность ежика" - Мюриель Барбери.

Шербет
Больше никакого рок-н-ролла
Полгода назад общественность подняла очередной шухер вокруг книги с занимательным названием «Элегантность ёжика», помните? Я, несчастная жертва масскульта, естественно не обошла вниманием столь притягательный экземляр, но купив, прочитать так и не успела. А вот теперь дошли, наконец, руки.
Что я Вам хочу сказать? Книгу можно охарактеризовать примерно так: незамысловато, но атмосферно; поверхностно, но мило; афористично, но чересчур громко; с претензией, которая, увы, ничем не подкреплена; местами аристократично до вычурности; интеллектуальный снобизм на налицо. Всю суть можно передать одной-единственной цитатой: «Пусть ничто не имеет смысла, но почему бы не поизощряться на эту тему?» Собственно, этим Барберри и занимается: словесно-эмоционально извращается.
В итоге попав под нужное настроение и подходящую волну книга оставила довольно-таки приятные впечатления, но перечитывать или, упаси Боже, советовать её кому-то я бы не стала. А для ознакомления лучше ограничиться цитатами и потратить три часа своего неоценимого времени на что-то более внушительное. Серьезно.

Когда то, что ты считал своей отличительной чертой, вдруг оказывается типичным для целой социальной группы, это всегда ошеломляет. А в чем-то и оскорбляет.

У меня нет детей, я не смотрю телевизор и не верю в Бога, значит, мне заказаны те дорожки, на которые люди охотно сворачивают для облегчения жизни. Дети помогают отсрочить тягостное время, когда приходится остаться один на один с самим собой, а внуки еще больше оттягивают этот срок. Телевидение отвлекает от изнурительной необходимости строить какие-то планы на зыбкой основе нашего ничтожного опыта; оно морочит нас яркими картинками и тем самым позволяет увильнуть от мыслительной работы. Ну а Бог усыпляет животный страх перед неотвратимостью того, что когда-нибудь всем нашим удовольствиям придёт конец.

Подумать только: у некоторых людей нет телевизора. Как они без него живут? Лично я сижу перед телевизором часами. Выключаю звук и смотрю. Получается такой рентгеновский взгляд на вещи. Выключить звук – все равно что снять красивую упаковку из глянцевой бумаги, в которую завернута какая нибудь дрянь за два евро. Когда смотришь вот так выпуск новостей, видно, что картинки никак не связаны между собой, их объединяет только комментарий, это он выдает последовательность картинок за подлинную последовательность событий.

Насколько мне известно, зрослым случается иногда задуматься о своей бездарной жизни. В таких случаях они начинают стенать, бестолково метаться, как мухи, которые тупо бьются и бьются в стекло, чахнуть, страдать, переживать и удивлять, как занесло их туда, куда они вовсе не стремились.

"Взрослые знают, в чем смысл жизни" - вот всемирное вранье, в которое все обязаны верить. А когда станешь взрослым и поймешь, что это неправда, уже поздно.

Знаете, что значит "нечаянно"? Психоаналитики объявляют нечаянные слова и действия плодом коварных происков затаившегося подсознания. Но это просто вздор! Они - ярчайшее проявление сознательной силы воли, которая пускает в ход любые уловки, чтобы преодолеть сопротивление чувств и добиться своего.

Некоторые хоть и смотрят на мир, но не способны ощутить живую субстанцию, аромат всего сущего, о людях они разглагольствуют так, словно это автоматы, а о вещах – будто все они бездушны и их можно исчерпать словами, произвольно взятыми из головы.

В моем понимании «ужасный человек» - это такой, который настолько подавил в себе хорошее, что превратился в живой труп. Да, такие люди ненавидят всех, но больше всего – самих себя. Человека, который опротивел себе, сразу видно. Из-за этого он и становится заново омертвевшим – чтобы спастись от тошноты, которую он сам у себя вызывает, ему приходиться убить в себе все чувства, приятные вместе с неприятными.

Так бывает в самые счастливые минуты нашей жизни. Когда, сорвавшись с привязи сознания и намерений, мы отдаемся на волю внутренней стихии, видим собственные действия так, словно это действуем не мы, и в то же время получаем удовольствие от их непроизвольного совершенства.

Ведь в городе именно собаки водят хозяев на поводке, а не наоборот, просто об этом как-то никто не задумывается, но раз ты добровольно обременил себя собакой, которую надо два раза в день прогуливать — не важно, снег ли, ветер или дождь, — то это все равно как если бы ты сам надел себе на шею поводок.

Завтрашнего дня боятся те, кто не умеет строить сегодняшний, а когда люди не могут ничего выстроить сегодня, они уговаривают себя, что у них все получится завтра, но так не бывает, потому что завтра все превращается в сегодня.

@музыка: Muse - Guiding light

@темы: Трепанация мозга в момент литературного оргазма

URL
Комментарии
2010-09-12 в 18:38 

B.Sacred
Галатея на шестернях.
Очень пафосно и претенциозно. Нет, я конечно, понимаю, что, к примеру, Кортасар тоже не в меру пафосен и претенциозен, но у него есть основания. А тут - нет. И у Кортасара нет фактических ошибок - а тут дикие мерзкие ляпы. И Кортасар - латинос, а они все "суперстар от литературы". А это - банальная французская муть.
Мода не означает что-то интересное.

2010-09-12 в 18:53 

Больше никакого рок-н-ролла
Мода не означает что-то интересное.
В который раз я в этом убедилась.

URL
2010-09-12 в 19:03 

B.Sacred
Галатея на шестернях.
Шербет
Как видишь, сама напарываюсь периодически на то, что мне становится любопытно, что там читают ВСЕ. И почти каждый раз натыкаюсь на очередную тоску зеленую. И каждый раз себе обещаю "Никакого больше мейнстрима дня нынешнего!" И опять любопытство подводит.

2010-09-12 в 19:17 

Больше никакого рок-н-ролла
Я слабость современной модной литературы очень хорошо прочувствовала этим летом, когда из взятых на отдых книг классические явно выигрывали. Теперь даже желания браться за что-то датированное 21 веком нет. Хотя тоже несправедливо, есть ведь хорошие вещи.

URL
2010-09-12 в 19:23 

B.Sacred
Галатея на шестернях.
Шербет
Я вообще каждый раз беру в руки книжки с опаской. Потому что мне нередко не нравится то, что нравится всем. И наоборот, нравится то, от чего все плюются. То ли вкус у меня извратный, то ли общественное мнение какое-то косое.
С другой стороны, я вот нашла для себя двух писателей, которых уже почти готова читать запоем: Грэма Грина и Иена Макьюэна. Да и Каннингема бы надо дочитать до дна.
Дина Рубина хороша, но, черт возьми, я запутываюсь в этой бездне семейных хитросплетений.

У меня в очереди висят "Элементарные частицы". Что-то я как-то опасаюсь... Но тянет. И в кпк уже скинула.

2010-09-12 в 21:15 

Больше никакого рок-н-ролла
B.Sacred
Макьюэн хорош, во всяком случае судя по "Амстердаму", а вот с Грином не знакома, сейчас поищу что-нибудь о нем.
"Элементарные частицы"... По прошествии доброго года с момента прочтения могу сказать только, что знай бы я, что там к чему, читать бы не стала. Отвела бы это время на что-то более стоящее.
О Рубиной судить не могу, дабы не читала, не довелось, а вот Улицкая местами вполне даже.
Ещё у меня к Павичу лежит душа, не знаю, правда, насколько его можно ставить в один ряд с вышеперечисленными. Раньше нравился Кундера, но чем дальше его читаю, тем больше сомневаюсь в этой своей к нему предрасположенности.
Алексея Иванова иногда читаю не без удовольствия.
И всё. На пальцах одной руки пересчитать можно. А разочарований всех и не вспомнишь.

URL
     

Отчаявшись услышать то, что надо

главная